Полярная модель атома
Предлагается новая модель атома, которая органично вытекает из Таблицы Менделеева
Главная
1 период
2 период
3 период
4 период
5 период
6 период
7 период
Подведем итоги

Ученые полагают, что Вселенная зародилась 13-20 миллиардов лет назад в момент гигантской вспышки, равной которой не было ни до, ни после. Следствием этого события, названного Большим Взрывом, как и следствием любого взрыва, стало неупорядоченное смешение элементов – хаос, который, по мнению  ученых, естественным (эволюционным) путем оказался вселенной, исполненной красоты и гармонии.

  А что по этому поводу говорят древние?

Начало мироздания мифология действительно связывает с хаосом, символом которого издревле являлась вода, море, океан.

 У шумеров и вавилонян первозданный хаос олицетворяет чудовище Тиамат (акк. «море»), в Древней Индии – гигантский дракон Вритра, в мифах древнего Египта образом хаоса является первородный океан Нун, в библейском повествовании хаос уподобляется «воде», «бездне» (Быт.1.1,2).

 Современному человеку представить хаос довольно легко, убрав, например, Правила дорожного движения. И тогда понятия хороший или плохой водитель просто потеряют смысл, поскольку аварийное состояние на дорогах будет мало зависеть от этих критериев. Естественно, что такое положение дел будет устраивать далеко не всех водителей. Большинство захотят порядка на дорогах, который и обеспечили внешние (введенные законодательно) Правила. Причем, первым критерием, обеспечивающим безопасную езду на дорогах, стал закон правого и левого движения.

 Посмотрим, как избавились от хаоса боги древних…

В поэме шумеров и вавилонян «Когда наверху» говорится, что хаос не устраивает молодых (новых) богов, которые хотят определенности, порядка, чтобы иметь свой индивидуальный путь – «свой жребий», который в хаосе невозможен.

 С хаосом-Тиамат готов сразиться «мудрец среди богов Мардук». Снаряжаясь для битвы, Мардук берет лук, колчан, стрелы, молнию, сеть, чтоб Тиамат опутать, создает семь злых ветров. Но главное оружие Мардука – «колесница бури»:

«… взял он бурю, свое великое оружие,
На колесницу стал он, на непобедимый ветер бури …
Его одежда – гроза, ужасом облекся он…»

Сойдясь в битве с «бешеной Тиамат», Мардук, прежде всего, опутывает ее сетью, охватывая тем самым все пространство хаоса. Когда же Тиамат открыла пасть, чтобы поглотить Мардука, он загоняет в ее разинутую пасть ураган: 

  • «Пустил он ей в рот Бурный ветер, не могла она сомкнуть уст своих;
  • Бушующими Ветрами наполнил он ее тело.
  • Волновались недра ее, разорвалась пасть ее…». Затем

«Он поднял нож, раздробил ее тело,
Ее внутренности разрубил он, пронзил ее сердце,
Он связал ее и положил конец ее жизни…»
(Из сб. Древний мир в памятниках его письменности, ч.1.)

 Проанализируем эти строки…

 1. В главном оружии Мардука – колеснице бури легко угадывается образ мощного грозового смерча (торнадо).

 2. Когда же Мардук загоняет в разинутую пасть хаоса -Тиамат «Бурный ветер» и Тиамат уже не могла «сомкнуть уст своих» – это символизирует процесс, когда колесница бури, пронизывая хаос, намечает появление в нем некого Центра.

 3. А далее воды хаоса -Тиамат начинают испытывать на себе мощнейший прессинг колесницы бури:

  • «Бушующими Ветрами наполнил он ее тело.
  • Волновались недра ее, разорвалась пасть ее…».

4. Когда же Мардук «расчленяет» хаос-Тиамат: «Он поднял нож, раздробил ее тело, ее внутренности разрубил он, пронзил ее сердце, он связал ее и положил конец ее жизни…» – это всего лишь образное описание полного уничтожения хаоса колесницей бури.

В результате, вместо хаоса первоэлементов, сосредоточенных в космических водах, возникает их упорядоченное круговращение вокруг Центра (Оси мироздания),а затем происходит естественное разделение легких и тяжелых первоэлементов и возникновение двух областей мироздания – неба и земли.

Этот процесс отражен следующим действием Мардука: он разрезал плоть убитой Тиамат «как плоскую рыбу, на две части, половину водрузил он кверху», создав небо, а из другой половины создал землю.

Так, из шумеро-вавилонского мифа мы узнаем, что:

– хаос космических вод (хаос первоэлементов) был уничтожен колесницей бури, которой управлял «мудрец среди богов» Мардук;

–  благодаря колеснице бури у мироздания появилась Ось и две полярные области – небо и земля;

В мифах Древней Индии с хаосом-Вритрой, проглотившем вселенские воды, сражается бог грома и молнии Индра, который к тому же является  главой богов.

 По одной версии, когда Вритра заглатывает Индру, тот вспарывает дракону брюхо, то есть уничтожает хаос изнутри. По другой – Индра убивает спящего Вритру, рассекая ему голову дубиной. Специалисты говорят, что место, где «дракон поражается в его логове» символизирует «центр будущего мироздания» (1, с.44) – ту самую Мировую Ось, понятие о которой существовало у всех древних народов. А воды, вырвавшиеся из пасти мертвого Вритры – символ динамики космических элементов вокруг Мировой Оси.

Затем Индра рассекает тело Вритры на две части. Благую часть (ту, что была сотворена из сомы) поднимает в небо, а демонская часть Вритры, по воле Индры, стала частью живых существ – их чревом.

 В этом мифе та же символика, что и в шумерском мифе: убийство хаоса-Вритры означает, что хаос космических вод сменился их упорядоченным круговращением вокруг Мировой Оси. В результате в мироздании произошло разделение легких и тяжелых первоэлементов.

В другом известном древнеиндийском мифе о Пахтаньи Океана говорится: чтобы добыть из океанских вод напиток бессмертия (амриту) боги и асуры (которые в хаосе «кучковались» вместе) долго взбивали воды Океана с помощью огромной священной горы, вершина которой упиралась в небо, а основание достигало дна Океана. После того, как из вод Океана появляется амрита боги, завладевшие напитком бессмертия, воцаряются на вершине горы, а асуры уходят на дно космического Океана.

 То есть хаос устраняется круговращением вод Океана вокруг Оси, (символом которой являлась гора) и последующей поляризацией его обитателей (богов и асуров).

 В мифологии египтян мир начался с того, что бог солнца Ра (Амон-Ра, Атум-Ра), появившейся в первобытном хаосе Нуне из цветка лотоса (из огненного острова), уничтожает хаос и создает Порядок, основанный на истине и справедливости. А создать из хаоса Порядок возможно одним единственным способом – организовав направленное круговращение первоэлементов вокруг некой Оси.

Специалисты говорят, что мифы, в которых герой избавляется от хаоса, мешая его палкой, палицей, копьем, существует у многих народов (2, т.2, с.249). То есть, древние культуры фактически единодушны во мнении:

  • чтобы в масштабах мироздания
  • хаос космических вод (хаос первоэлементов)
  • сменился Порядком
  • нужно, чтобы в этот хаос
  • «вторглась» некая вихревая Сила,
  • заставившая первоэлементы следовать своей динамике.

В результате в мироздании произошло естественное (эволюционное) разделение легких и тяжелых первоэлементов, и оно оказалось устойчивой (подобной игрушке неваляшке) системой, у которой есть Ось, верх, низ и вращательная динамика.

И если бы внешняя вихревая Сила, избавившая мир от хаоса, вдруг исчезла, то мироздание вновь бы вернулось в состояние первобытного хаоса. В египетской «Книге мертвых» бог солнца Атум, недовольный поведением богов говорит: «Я разрушу все, что создал. Мир снова превратиться в хаос» (2, т. 2, с. 581).

Библейское повествование о Днях Творения мира начинается как раз с того момента, когда разделение легких и тяжелых первоэлементов уже произошло: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою» (Быт.1.1,2).

Из этой короткой фразы узнаем:

– несмотря на то, что легкие и тяжелые элементы (небо и земля) отдалились друг от друга, они по-прежнему были лишены индивидуальных свойств, оставаясь безликими – «водою»;

Дух Божий, Который «носился над водою» – это и есть та самая вихревая Сила, Которая заставила хаос первоэлементов следовать своей динамике и Которая является основой мироздания, его опорой и источником Жизни;

Не случайно в Акафисте Святому и Животворящему Духу сказано: «Ты Душе вечный, необъятною силою парения над водами и страшным кругообстоянием оживотворил еси всех и вся...» (Икос 3).

 P.S. Представленные здесь и далее рисунки образов мироздания - не более, чем условность.

 

 1. Мирча Элиаде. Космос и история. – М.: «Прогресс», 1987г

 2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. – М: Советская энциклопедия, 1987г.

   

© А. Селас. Март 2014 - Март 2019